Минск-Червень-Березино-Могилёв-Кричев-Мстиславль-Пустынь-Гор

Исторические места, памятники, заповедники, зоопарки и многое другое

Минск-Червень-Березино-Могилёв-Кричев-Мстиславль-Пустынь-Гор

Сообщение larisakozak » 02 окт 2012, 17:58

У природы нет плохой погоды или более 1000 километров под проливным дождём

Каждый из нас вносит свой вклад в темы форума- я и Лена Дудко совершили автопутешенствие на восток республики под проливным дождём .Маршрут был выбран заранее,он нас очень интересовал и работали мы с ней в 4 руки-я фотографировала,а Лена записывала интересный материал ,связанный с тем или иным населенным пунктом,какие-то традиции,легенды и рассказы.Самая восточная точка маршрута-это возрождающийся монастырь на границе Могилевской и Смоленской областей-Пустынь.Наберитесь ,пожалуйста,терпения,потому что материал сырой,очень интересный и если Вас заинтересует мы с удовольствием будем отвечать на Ваши вопросы,потому что многое для нас самих было в диковинку.Экстрима и технических проблем с машиной нам хватило,но все было очень прекрасно,потому что цель оправдала затраченные средства-морально и интеллектуально мы получили гораздо больше,чем потраченные на поездку деньги.Да,очень устали-потому что на ногах были по 17 часов в сутки,непогода,страшные ливни,но на самых интересных этапах-почему то светило солнце,что из этого получилось судить в течение нескольких дней Вам-мы приехали вчера- в 23.00-грязные,уставшие,но очень счастливые-от общения с добрыми людьми,от собранной информации и от увиденного -и поэтому хотим поделиться всем этим богатством с Вами-наши гости и форумчане.


Наш маршрут на восток Республики Беларусь -

Минск-Червень-Березино-Могилёв-Кричев-Мстиславль-Пустынь-Горки-Шклов -Белыничи-Минск
Изображение
Изображение

---
Нет полей раздольней наших.
Зайцев наших нет быстрей.
И на свете нет собаки
Русской псовой красивей.
Аватара пользователя
larisakozak
 
Сообщения: 9214
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 17:54
Откуда: Minsk= Republic Belarus
Репутация: 24
Добавить очко репутацииУбрать очко репутации

Re: Минск-Червень-Березино-Могилёв-Кричев-Мстиславль-Пустынь

Сообщение larisakozak » 02 окт 2012, 18:10

Первый пункт нашего маршрута город Червень-старое название Игумен

Че́рвень (белор. Чэрвень) — небольшой город в Минской области Республики Беларусь, центр Червенского района. Первое упоминание о городе датируется 1387 годом.

С первой половины XV в. поместье Игумен принадлежало Кежгайловичам, с 1447 виленским епископам (церковное местечко). Во время казацко-крестьянских восстаний 1648—1654 казаки в январе 1649 разбили отряд шляхты и наемников литовского хорунжего Я. Паца. С середины XVI в. в Минском воеводстве, с 1793 в составе Российской империи, с 1795 центр Игуменского уезда. В 1897 было 4573 жителей (60,1 % неграмотных). В 1899 сгорел.

В начале XX в. работали два кожевенных завода. 4-х классное городское училище, больница на 14 мест. Советская власть установлена в ноябре 1917. В 1918 оккупирован немцами. С авгута 1918 до 9 июля 1929 польскими войсками.

До 1923 г. назывался Игумен (белор. Ігумен). С 1924 центр района. В 1939 -6,4 тыс. жителей. В 1941 году после нападения Германии на Советский Союз близ Червеня было расстреляно около 5 тысяч заключённых минских тюрем, политических и уголовников в течение суток,потому что шло стремительное наступление фашистских войск,а людей девать некуда было
Изображение

---
Нет полей раздольней наших.
Зайцев наших нет быстрей.
И на свете нет собаки
Русской псовой красивей.
Аватара пользователя
larisakozak
 
Сообщения: 9214
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 17:54
Откуда: Minsk= Republic Belarus
Репутация: 24
Добавить очко репутацииУбрать очко репутации

Re: Минск-Червень-Березино-Могилёв-Кричев-Мстиславль-Пустынь

Сообщение larisakozak » 02 окт 2012, 18:16

Проклятый город

Непримечательный белорусский городок деревенского типа, который минут за 10 можно перейти из конца в конец. На автостанции гордо стоит желтый мусорный контейнер для сбора пластика, и местные жители охотно используют его по назначению.

Изображение

Веселенькие ворота с рожицами, мирно сохнущая на заборе пара истоптанных кедов. В краеведческом музее - знамена комсомольских бригад и трофейная печатная машинка марки «Мерседес», стоящая в окружении пластиковой травы. В магазине, в секции комиссионных товаров, продается настоящий раритет - советский бобинный магнитофон в рабочем состоянии. Бобины идут в комплекте. Недорого.

Изображение

На площади стоит памятник советскому солдату, зловеще нацелившийся во всех смотрящих громадным штыком. А рядом с ним - деревянная скульптура графа Дракулы, на которой написано почему-то «Станислав Монюшко». И руки у Дракулы ниже колена свисают, между прочим. Его еще фосфорицирующей краской покрыть - и привет Хеллоуин круглый год.

Изображение

На синем деревянном доме по улице Советской висит рукописное объявление о том, что на улице Карла Маркса, 22, можно найти целый набор способных детей. Непонятно только, что предлагается сделать с этим набором - купить или арендовать.

Изображение

Фотографируя другое объявление про свадебный салон на стене нежилого дома с закрытыми ставнями, обращаю внимание на то, что в Червене очень много заколоченных строений. Мой провожатый в ответ рассказывает страшные истории о том, что очень много народу гибнет случайно или заканчивает жизнь самоубийством. «Все знают - у нас тут неспокойно. Бабушка моего друга из Минска отказывается ехать сюда в гости, говорит, что Червень - гиблое место. Слышал, что Червень - официально проклятый город, потому что тут оккультизм практикуют. Такой вот белорусский Вавилон или Чернобыль - про него говорили, что на ведьмином болоте стоит. Не знаю, верить этому или нет, за что купил, за то и продаю»

Изображение

Позже, уже в Минске, я действительно нашла выглядящую восхитительно бредовой информацию: «Червень в Республике Беларусь, прежде бывшей частью Советского Союза, имеет репутацию проклятого, потому что многие из его жителей практикуют оккультизм. Оккультные методы настолько распространены в 7-тысячном городе, что некоторые врачи используют их в попытке излечить болезни». Интересно, готова ли придумавшая это все организация отвечать за клевету в адрес честных белорусских врачей?

Червенские Куропаты: дорога смерти


В стародавние времена городок носил название Игумен, при советской власти переименование в Червень стало страшным предзнаменованием для произошедших впоследствии трагических событий.

Именно в июне 1941 года, в ночь с 26-го на 27-е число, в Червень из минской тюрьмы на Володарского сотрудники НКВД пригнали колонну заключенных. Воспоминания одного из выживших в той бойне, польского подполковника Януша Правдица-Шляского, привел в своей знаменитой книге «Катынь» Юзеф Мацкевич: «Собрали всех арестованных из минских тюрем, гнали на восток форсированным маршем. Кто не мог идти дальше, того убивали на месте, будь то ребенок, старик или женщина. Повсюду сновали энкавэдисты и, опознав некоторых, отводили их в сторону и расстреливали. Остановки были короткие. Есть не давали. Мучила страшная жажда. Нас пригнали в город Игумен и там загнали в тюремный двор. Дошло около двух тысяч, остальные погибли по дороге. В тюрьме были уже другие группы заключенных. Явились энкавэдисты и начали вызывать некоторых по фамилиям. Двое наивных отозвались. Их сразу отвели в баню и там расстреляли. Ночью нас, около 700 человек, вывели из тюрьмы и под сильной охраной погнали в восточном направлении. Пройдя 3-4 км, мы вошли в лес и сзади услышали выстрелы. Оказалось, начали стрелять в задние ряды колонны. Убитых отбрасывали в сторону. Все прибавили шагу. Тогда шедшие сбоку энкавэдисты открыли шквальный огонь. Мы, с еще одним заключенным, бросились на землю, поползли к придорожной канаве, в которой переждали стрельбу. Потом выползли и убежали в лес. Из нашей группы спаслось 37 человек».

Среди погибших в те дни в Червене были самые разные люди - крестьяне, учителя, рабочие, служащие, из разных мест и разных национальностей. Два последних десятилетия на месте расправы, в урочище Цагельня, каждый июнь собираются люди из Беларуси, Литвы, Латвии, Польши, чтобы почтить память тех, кто нашел свою смерть в этом страшном месте.

Тюрьма-больница

Трехэтажное здание тюрьмы стоит до сих пор, едва ли не самое большое в городе, который состоит в основном из деревянных частных домиков.

Изображение

Построили эту тюрьму еще при Екатерине II. Обратите внимание на почти метровую толщину стен страшного дома (она хорошо видна по оконным проемам), на красивые сводчатые потолки подвалов. Местные жители говорят, что еще во время постройки к кладбищу был проведен подземный ход, чтобы без свидетелей переправлять трупы заключенных. Советское правительство продолжало использовать помещение как тюрьму. А вот после войны в здании открылась больница. Причем некоторые из горожан утверждают, что психиатрическая. Точные данные найти почему-то не удалось, но ничего удивительного в таком раскладе не было, домик самый подходящий для подобного скорбного заведения.

Изображение

Снаружи он окружен развалившимися хозпостройками из силикатного кирпича, которые возводили уже во времена больницы. Ржавый остов какой-то непонятной, но довольно большой конструкции валяется во дворе.

Изображение

Внутри - разруха, оставшиеся от переезда больничные вещи: тумбочки, шприцы, полосатые матрасы в углу одной из палат, на которых кто-то спал явно совсем недавно, таблички на дверях врачебных кабинетов. Шаткие перила, выщербленные лестницы, облупившаяся краска и отвалившаяся от стен дранка. Брошенный в отделанных битой белой кафельной плиткой стенах кухни краснобокий бойлер, обрывки бумаг с печатями, все очень уныло и зловеще.

Изображение

Но то, что ощущаешь на верхних этажах здания, не идет ни в какое сравнение с прохладным ужасом, который сползает по позвоночнику, когда спускаешься в подвал. Там темно, сыро и холодно, все время раздается какое-то похожее на шепоток шуршание. Находиться под землей крайне неприятно, и единственное желание - поскорее вернуться на поверхность. Большие сводчатые залы с крошечными бойницами окошек перемежаются компактными комнатками. Возможно, в прошлом это были общие и одиночные камеры.

Изображение

Если верить в энергетику места, то там она совершенно точно отрицательная. Я была во многих заброшенных зданиях, но чувства, похожие на те, что шевелились внутри, когда я ходила по Игуменской тюрьме, посещали меня лишь однажды - в печально известной Припяти.

Более того, мы обратили внимание, что возле бывшей тюрьмы-больницы очень тихо - на ближайших деревьях нет птиц, которые радостно заливались щебетанием по всему городу.

Разумеется, в таком готическом месте не могло не поселиться привидение. И легенда о нем ходит по городу и окрестностям уже несколько лет.

Червенский призрак


Приехали как-то летом два минских студента погостить к тетушке одного из них. Та, накормив дорогих гостей, отправила их гулять по городу. Только строго-настрого предупредила, чтобы не ходили на территорию тюрьмы-больницы - нехорошее место, все его обходят стороной. Разумеется, именно туда студиозусы и направились в первую очередь, предварительно приобретя в продмаге вино. Что нехарактерно для подобных легенд - указывается даже марка алкоголя, сделан он был из винограда терпкого сорта «Изабелла». Зато не уточняется, какое именно количество бутылок вина купили бравые охотники за привидениями и сколько из них успели употребить перед тем, как увидеть призрак. Но как бы то ни было, во время вечернего моциона, сидя в беседке под деревом в заброшенном дворе, парни внезапно увидели что-то белое, медленно и совершенно беззвучно двигающееся в сторону больницы. Призрак был при полном параде, его наряд сделал бы честь любому уважающему себя полтергейсту: хламида белой простыни, скрывавшая туловище, под ней шевелилось что-то похожее на обрубки человеческих рук, голова была наклонена вперед, но самое ужасное - у призрака не было ног. В полуметре от земли простыня заканчивалась ничем. Шедшее по своим делам в подвал привидение заметило пьяненьких студентов, тут же развернулось и полетело в их сторону - поприветствовать гостей города. Студенты с воплями скрылись, но алкоголь смягчил стресс, поэтому вечером они отправились на городскую дискотеку, где местные товарищи охотно поведали, что призрак шалит уже давно и многие его видели.

Вам может показаться , что по описанию червенский призрак больше всего напоминает привидение по имени Карлсон - жуткое, но симпатичное. Этим объясняется и небольшая длина рук под простыней, и полуметровое расстояние между призраком и землей.

Но торжественно обещаю, что в следующую червенскую экспедицию я возьму смелого товарища, не верящего в демонов, мы приобретем необходимый для встречи с аномальным явлением эликсир и будем честно ждать прихода. Хотя, как показывает история города Червеня, большего зла, чем то, которое способен порождать человек, не существует.



Изображение

---
Нет полей раздольней наших.
Зайцев наших нет быстрей.
И на свете нет собаки
Русской псовой красивей.
Аватара пользователя
larisakozak
 
Сообщения: 9214
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 17:54
Откуда: Minsk= Republic Belarus
Репутация: 24
Добавить очко репутацииУбрать очко репутации

Re: Минск-Червень-Березино-Могилёв-Кричев-Мстиславль-Пустынь

Сообщение larisakozak » 02 окт 2012, 18:23

А теперь если серьезно,то вернемся к имени СТАНИСЛАВА МОНЮШКО

Изображение

Стани́слав Моню́шко (польск. Stanisław Moniuszko, белор. Станіслаў Манюшка, лит. Stanislovas Moniuška; 5 мая 1819, дер. Убель (в наст. время не существует) под Минском — 4 июня 1872, Варшава) — композитор; автор песен, оперетт, балетов, опер; творец польской национальной оперы, классик польской вокальной лирики.

Родился в фольварке Убель Игуменского уезда Минской губернии (ныне Червенский район Республики Беларусь), в котором обосновался после русской кампании Наполеона его отец — Чеслав Монюшко, капитан полка литовских конных стрелков, который завершил свою военную карьеру адъютантом при штабе маршала Мюрата. Мать — Елизавета Маджарская, армянка по национальности, правнучка Яна Маджарского (Аванес Маджаранц), создавшего производство слуцких поясов.

Музыке Станислав Монюшко учился у матери. Позднее, обучаясь в школе пиаров в Варшаве, Монюшко брал уроки у Августа Фрейера (фортепиано, орган; 1827—1830). Затем музыкальное образование было усовершенствовано у Доминика Стефановича (композиция) в Минске (1830—1837) и у Карла Фридриха Рунгенхагена (композиция, хоровое дирижирование) в Берлине (1837—1840).

Изображение

В Вильну приехал впервые в 1836 году. В 1840 году, завершив образование, женился в Вильне на Александре Мюллер. До 1858 жил в Вильне. Служил органистом в костёле Святых Иоаннов. Его годовое жалованье составляло 100 рублей серебром. Кроме того, Монюшко давал уроки фортепиано и композиции (среди его учеников был и будущий известный композитор Ц. Кюи).

Изображение

В 1842 году побывал в Санкт-Петербурге, предприняв неудавшуюся попытку получить место придворного композитора в оперном театре. В 1849 и 1856 годах давал в Санкт-Петербурге авторские концерты. Был знаком с русскими композиторами М. И. Глинкой, А. С. Даргомыжским, А. Н. Серовым, которые высоко ценили его творчество. С 1850 года Монюшко дирижировал в виленском городском театре на оперных спектаклях.

С 1858 года жил в Варшаве, был дирижёром Большого театра (польск. Teatr Wielki), в 1864—1872 годах профессор Музыкального института. В 1858 году во время поездки в Германию познакомился с Ференцом Листом.

В Минске на здании гимназии, в которой учился Станислав Монюшко, установлена памятная таблица, в Вильнюсе на улице Немецкой (Вокечю, Vokiečių) на доме Мюллера, в котором жил композитор, установлена памятная таблица. Имя Монюшко носит улица на Жверинасe в Вильнюсе. В сквере у костёла Святой Екатерина в 1922 году был установлен памятник композитору (бюст скульптора Болеслава Балзукевича на постаменте, оставшемся от памятника Александру Пушкину после эвакуации бюста русского поэта из Вильны в 1915).

Изображение

Единственный в мире музей белорусско-польского композитора (открыт в 1979 году и с тех пор экспозиция мало изменилась, имеется стенд «Места Манюшко сегодня» с черно-белыми фотографиями середины 70-х) в школе поселка Озёрный (отдел образования Червеньского РИК)

1966 год — советские культурологи и историки по довоенным картам отыскали в лесу опушку, на которой когда-то стояла усадьба Манюшко (знаменитое поместье Убель композитора было неподалеку от поселка Озерный)

1966 год — установка памятной стелы (рядом с тополем, который, в 1871 год посадил композитор незадолго до смерти)..

1967 — начало строительства санатория — оздоровительный центр «Волма» (чтобы как-то обозначить и облагородить бывший Убель среди разросшегося леса). Служит единственным ориентиром, по которому можно сейчас отыскать стелу и тополь

Изображение

---
Нет полей раздольней наших.
Зайцев наших нет быстрей.
И на свете нет собаки
Русской псовой красивей.
Аватара пользователя
larisakozak
 
Сообщения: 9214
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 17:54
Откуда: Minsk= Republic Belarus
Репутация: 24
Добавить очко репутацииУбрать очко репутации

Re: Минск-Червень-Березино-Могилёв-Кричев-Мстиславль-Пустынь

Сообщение admin » 02 окт 2012, 19:03

Очень-ОЧЕНЬ интересный материал!!! :co_ol: :co_ol: :co_ol: :co_ol: :co_ol:

Червень- проклятый город.... вот не знала....
Дорогу осилит идущий
Аватара пользователя
admin
Site Admin
 
Сообщения: 857
Зарегистрирован: 13 дек 2010, 18:29
Репутация: 3
Добавить очко репутацииУбрать очко репутации

Re: Минск-Червень-Березино-Могилёв-Кричев-Мстиславль-Пустынь

Сообщение larisakozak » 20 окт 2012, 13:30

ДУКОРА

Данный населенный пункт находится чуть в стороне от трассы(НО ЭТО ЧЕРВЕНЬСКИЙ РАЙОН),но так как материал про него готовил Альфред Микус и в некоторых моментах съемок были задействованы я и Лена ,мы выставим его сюда

Я давно убедился в том, что не стоит ездить за сомнительными впечатлениями в далекие края и, разинув рот, слушать о тамошних знаменитостях, ведь самые интересные и увлекательные путешествия можно совершать у себя на родине, потому что буквально рядом с нашими домами находятся следы собственной, богатой и захватывающей истории.

Часто проезжая по Гомельской трассе, я специально сворачивал в деревню Дукора, которая находится , всего в 30-ти километрах от Минска.

Изображение

И не напрасно! Как оказалось – у Дукоры богатая история!!!

Усадьба входила в состав владений князей Сапег в XVI веке. Затем хозяйствовали Завиши, Огинские. Последний из Огинских – Михаил Казимир (1730–1800) владел среди прочего и соседними Смиловичами. Михаил Казимир Огинский был воеводой Виленским, гетманом Великого княжества Литовского, писал стихи, музыку и меценатствовал. Правда, полонез «Прощание с Родиной» принадлежит другому Огинскому-племяннику – Михаилу Клеофасу. Михаил Казимир Огинский получил от Екатерины II орден Андрея Первозванного, был в 1760-е годы одним из кандидатов российской императрицы на польский трон.

Изображение

Огинские владели этими землями почти сто лет и потеряли их благодаря ротозейству Михаила Казимира Огинского и хитрым махинациям двух проходимцев – Франтишка Ошторпа – потомка осевшего в Беларуси шведского солдата армии Карла ХII (далекий северный король останавливался со своим войском неподалеку – в Игумене, нынешнем Червене) и Станислава Монюшко – деда знаменитого композитора. Эти два достойных шляхтича, бедные, как церковные мыши, пошли к гетману на службу и взяли часть его владений в аренду.

Изображение

Пока Михаил Огинский тратил личные сбережения на войну за независимость Речи Посполитой, наши герои наживались на военных поставках, а кроме того, неплохо зарабатывали на хорошо организованных хозяйствах. В конце концов, они стали кредиторами Михаила Огинского, который был вынужден уступить им часть своих владений в счет погашения долга.

Состоявшие в родстве Ошторп и Монюшко вполне достойно поделили полученные земли простым подбрасыванием монеты. Ошторп получил Дукору, а Монюшко – Смиловичи. Чтобы уравнять ценность владений (а в Смиловичах в то время уже был построен роскошный костел), новый каменный храм на средства Станислава Монюшко возвели и в Дукоре.

Изображение

Став владельцем крупного имения, Ошторп начал возведение здесь роскошной резиденции. Думал ли простой шведский солдат из армии Карла XII, осевший в Беларуси и получивший шляхетство, что его сын станет крупным землевладельцем и настоящим богатеем?

Как Франтишек, так и его сын Леон были отменными хозяевами, в том смысле, что сумели организовать высокодоходное хозяйство, позволявшее тому же Леону Ошторпу вести воистину великосветский образ жизни. Только прислуги в его дворце насчитывалось около сотни человек, а еще были собственный цирк, оркестр, театр и вооруженная охрана. Балы и гулянья происходили в Дукоре почти непрерывно.

Изображение

Состоятельные горожане очень уважали его за пышные балы с изысканными угощениями. Причем музыканты должны были каждый раз встречать хозяина при въезде в усадебный парк. Ошторп останавливался, слушал композицию, и только потом карета подъезжала к имению.

За организацию балов и их высокий уровень Леон Ошторп был даже избран минским губернским маршалком (сегодня его должность называлась бы «председатель облисполкома»), а также получил еще и звание действительного статского советника, стал командором Мальтийского ордена...

Веселье кончилось в 1851 году, когда Леон утонул в Свислочи (по слухам, этому очень помогли голодные крестьяне). Дукора на некоторое время осталась без присмотра.

Вот так от былой славы – дворцовой, салонно-музыкальной, историко-культурной осталось только короткое стихотворение, язвительная эпиграмма польского поэта-юмориста Легатовича, написавшего после смерти Ошторпа-младшего приблизительно следующее: «...смерть Ошторпа в Дукоре произведет большую перемену: господа перестанут пить, а мужики начнут есть...».

Новыми владельцами имения стали Гартинги, представители голландского рода, осевшего на Минщине в начале XIX века. По мужской линии в роду Гартингов преобладали военные на российской службе.

Один из Гартингов – Станислав – был воспитанником Николая II и надеялся принять императора у себя. Для этого был подготовлен особый царский зал. Одну из его стен сделали полностью зеркальной, остальные завесили живописью, а из паркета на полу была выложена настоящая картина, изображающая тропические растения и животных.

Но наступил 1905 год. И мужики таки характер показали. Дукора стала центром революционной пропаганды среди крестьян местечка и окрестных деревень.

Прошли годы…

Что осталось в сегодняшней деревне Дукора?

Изображение

От дворца, взорванного во время последней войны партизанами, осталась въездная «брама» (ворота). Уникальная «брама»! Уникальная – потому что когда-то на ней были часы. Такую роскошь могли себе позволить только дворяне уровня Радзивиллов. Еще – парк, который тяжело разобрать на кирпичи для коровника и разрушить как «символ буржуазии», костел начала XIX века, сейчас приспособленный под… жилой дом.

Местные краеведы, люди, которых влечет к себе история, несколько лет назад открыли счет в местном отделении одного из банков – пытались собрать средства на восстановление «брамы», на то, чтобы запустить некогда украшавшие ее часы. Жаль, по каким-то причинам это пока не получается.

Изображение

Но может быть, случится так, что старые-новые часы на Дукорской браме начнут отсчет нового времени.
Изображение

---
Нет полей раздольней наших.
Зайцев наших нет быстрей.
И на свете нет собаки
Русской псовой красивей.
Аватара пользователя
larisakozak
 
Сообщения: 9214
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 17:54
Откуда: Minsk= Republic Belarus
Репутация: 24
Добавить очко репутацииУбрать очко репутации

Re: Минск-Червень-Березино-Могилёв-Кричев-Мстиславль-Пустынь

Сообщение larisakozak » 27 окт 2012, 14:08

Следующий населенный пункт,расположенный вдоль трассы Минск-Могилёв- Смиловичи

История Смилович уходит корнями в седую старину. Не многие, даже большие, города Беларуси могут похвастаться таким наследием и напластованием судеб, событий, тайн и нераскрытых загадок. История не очень то охотно раскрывает свои секреты, требуя от современников упорного и кропотливого во всех отношениях труда! Здесь собраны лишь краткие и немного разрозненные факты и наброски, связанные с историей Смилович, которая неразрывно связана с историей дворца, парка и дворянских фамилий… Так же, как и история дворца – часть истории Смилович.

Изображение

Дворец Ваньковичей 19век
Свободно раскинулся вдоль реки Волма городской посёлок Смиловичи. История хранит молчание о точном времени основания Смилович. Однако археологические исследования свидетельствуют о том, что окрестности современных Смиловичей были заселены с глубокой древности.

Среди местного населения существовало несколько легенд по поводу названия Смиловичей. Все эти легенды связаны с именем, или прозвищем одного «смелого парня» - «Смелки», который первым поселился в этих местах, на берегу реки Волма. Почему нужно было иметь смелость для строительства своего жилища в этих местах, - не совсем ясно. Одни источники сообщают, что это произошло во время лихолетья татарского нашествия, другие упоминают о каких-то древних могилах, которые не давали людям спокойно селиться на берегу Волмы…
Изображение
Название Смиловичи можно найти на старинных картах Беларуси, оно неоднократно упоминается в различных исторических документах. В одном из них есть запись: «В 1483 году в Смиловичах возведена новая церковь»… Таким образом, в 2008 году Смиловичи прошли 525-летний рубеж!
Изображение
В 15 – 16 веках на окраине сегодняшних Смилович поселились татары, - появилась Татарская Слобода. В официальных письменных источниках Смиловичи известны с 1592 года, как «местечко» - маленький городок в составе Минского воеводства Великого Княжества Литовского.
Изображение
Мечеть построена после 1990 года
(Историческая справка: Великое княжество Литовское (полное название Великое Княжество Литовское, Русское и Жамойтское) — государство, существовавшее с конца XII — первой половины XIII веков по 1795 г. на территории современных Литвы, Белоруссии (до 1793 г.) и Украины (до 1569 г.) С 1386 находилось в персональной (личной), с 1569 — в сеймовой унии с Польшей. Прекратило существование после третьего раздела Речи Посполитой (Польско-литовского государства) в 1795. Большая часть княжества была присоединена к Российской империи.Большинство населения княжества были православные (предки современных белорусов и украинцев). Языком официальных документов был старобелорусский (западнорусский, русинский) язык (например, Литовская метрика, Статут Великого княжества), в контактах с западными странами — латинский язык, с XVII века возобладал польский язык).
Изображение
Жилой дом
В те времена селение временно называлось Бакшты (Бакштаны), так как когда-то принадлежали роду Бакштанских. Далее Смиловичи принадлежали Кезгайлам (с 1447 по 1554 год). Потом ими владели Сапеги, Завиши, Огинские, Манюшко (с 1791 года) и Ваньковичи.

Но именно Огинские, - в частности Марциан Огинский (1632 – 1690 гг) в 17-м веке вернул Смиловичам их изначальное название, построил в Смиловичах замок, окружив его валами и бастионами, и возвёл в 1668 году православную Свято-Троицкую церковь. В 1669 году Марциан Огинский принял католическое вероисповедание. В 1710, во время Северной войны (Историческая справка: Северная война (1700—1721) — война между Швецией и Северным союзом (Россия, Саксония, Польша, Дания) за гегемонию на Балтике), - два полка Великого княжества Литовского были расквартированы в Смиловичской усадьбе, причинив ей немалый вред и урон.
Изображение
1767 – В Смиловичах основан римско-католический монастырь и костёл св. Винсента (с 1791 года). Монастырь и костёл строились на сбережения овдовевшей в 1738 году помещицы Марцибилианы Огинской (по мужу Завиша). Значительные средства для этого монастыря были выделены гетманом Литовским Михаилом Казимиром Огинским (1728 – 1800), - меценатом, композитором и поэтом. Монастырь и костёл были построены в стиле позднего барокко. В монастыре имелась большая коллекция белорусских икон, включая знаменитую икону Святого Винсента, работы Семёна Чеховича. При монастыре до 1831 года действовала миссионерская школа. В крипте костёла велись захоронения Огинских, позже – Манюшек. Вид монастыря и костёла остался запечатлённым лишь на рисунке художника Наполеона Орды второй половины 19-го века (1864-1876 гг).
Изображение

Сторожка
С 1791 года - Смиловичи перешли в собственность Манюшко.

С 1793 года – в результате завоевания Российской империей Великого княжества Литовского, - Смиловичи вошли в состав России.

Монастырь был расформирован царским указом в 1832 году, и в 1867 году перестоен и освящен в православную приходскую Свято-Троицкую церковь. Само сооружение просуществовало вплоть до середины 1920-х годов, когда сами здания были разрушены уже при советской власти…
Изображение
Флигель
Про численность населения Смилович в конце 18-го века ясно свидетельствуют материалы переписи (ревизии) населения Червенщины, проведённой российскими властями в 1795 году, с уточнениями на 1800 год. В то время, в составе Смилович, только перешедших во владение Станислава Манюшко, насчитывалось 85 дворов (43 христианских, 31 еврейских и 13 татарских), - 564 жителя (257 мужчин и 307 женщин). Местечко имело две водяные мельницы (млына), одна из которых использовалась в качестве лесопилки. Вообще, в период 1795-1800 годов, в Смиловичах действовали две православные церкви – во имя св. Георгия Победоносца и Успения Пресвятой Богородицы. К Смиловичам относились 22 окрестных населённых пункта. Наиболее значимыми были: Турец (62 двора), Журавковичи (37), Волевачи (22), Заполье (21), Старина (16).

В архиве Государственного исторического музея Беларуси хранятся материалы о древних церквях Смилович. Записи свидетельствуют, что Свято-Георгиевская церковь была построена здесь ещё в середине 16-го века! В 1865 году на государственные деньги на месте уже обветшавшей к тому времени деревянной Свято-Георгиевской церкви была построена новая кирпичная церковь с куполом. Служил в церкви Священник Евстафий Барташевский. В ней также хранились ценные документы, два печатных Евангелия – издания 1644-го и 1842-го года, другая духовная литература, велись и хранились метрические книги рождения и смерти (с 1806 года). Церковь была взорвана в 1937 году.

В 1863 году, в Смиловичах открыто земское народное училище, в котором - по данным 1897 года - обучалось 137 детей. В училище было две смены – мужская и женская (мальчики и девочки обучались раздельно). На начало 1880-х годов в Смиловичах действовало областное правление, 3 православных церкви, мусульманская мечеть, костёл, 3 еврейские молитвенные дома, 2 водяные мельницы, винокурный и пивоваренные заводы, суконная фабрика, 30 лавок.
Изображение
До конца 19-го столетия Смиловичи значительно расширились, увеличилось количество дворов и жителей, оживилась торговля.
Изображение
1897 год. По переписи 1897 года, Смиловичи – центр Игуменского повета (района). Население Смилович составляет уже 3498 человек. Городок имеет 2 православные церкви (деревянная и кирпичная), 2 церковные школы, костёл, мечеть, 5 еврейских молитвенных домов, 2 земских народных училища (женское и мужское), почтово-телеграфное отделение, суконная фабрика, несколько кожевен, 58 мелких лавок, 9 питейных заведений, 2-ве гостиницы, по воскресным и праздничным дням проводились ярмарки, имелась рыночная площадь, небольшие винодельческие и пивоваренные производства, несколько розничных магазинов! Большую часть населения в начале 20-го столетия составляли евреи; издавна тут бытовали такие промыслы и ремёсла, как бочарные, кузнечные, мельничные, пчеловодческие, гончарные, швейные, кожевенные, ткацкие. Население занималось земледелием, животноводством, огородничеством, торговлей.

Во время революции 1905-1907 годов в Смиловичском районе произошёл ряд выступлений сельских жителей, которые проявились в самовольных вырубках лесов и захвате помещичьих сенокосов. В августе 1914 года группа в составе 1500 мобилизованных на фронт рабочих и селян Игуменского района открыто выразили недовольство и дерзко выступили против самодержавья и имперской военной политики . Двигаясь по шоссе с Игумена на Минск, они громили помещичьи усадьбы, досталось тогда и усадьбе Смиловичей.
Изображение
Церковь Святого Георгия построена после 1990 года
1924-1931 и 1935 – 1938 – Смиловичи административный центр района.

1 ноября 1931 года, по решению Совета Народных Комиссаров СССР, в местечке Смиловичи был открыт сельскохозяйственный техникум с планом набора 60 человек на 2 с половиной года обучения. С этого момента и начинает свой отсчёт история Смиловичского техникума (а ныне, - колледжа).

С июня 1941 по июль 1944 года – Смиловичи в оккупации немецко-фашистскими захватчиками, которые уничтожили здесь более, чем 2000 (!!!) жителей. Во время войны Смиловичах и окрестностях действовали партизаны. 29 июня 1941 года гитлеровцы вошли в Смиловичи со стороны Дукоры, мотоциклисты, а за ними бронетранспортёры въехали на площадь Дзержинского. Здесь стоял памятник В.И.Ленину. Памятник был взорван, а на его месте установлена виселица... Начались тяжёлые дни оккупации. Часть улицы Мархлевского, улица Леккерта, часть Республиканской улицы и часть сквера Дзержинского, включая часть площади были ограждены колючей проволокой. 14 октября 1941 года всё еврейское население гетто было уничтожено... Подробнее см. статью "Так расстреливали людей в Смиловичах" на нашем сайте.

Шли горячие годы войны, неизбежно приближая Победу на фашистами. В июне 1944 года на Смиловичи, где был сконцентрирован огромный гарнизон противника, был осуществлён налёт советских бомбардировщиков. Точным попаданием была накрыта больница, в которой была казарма - там находилась около полу-роты гитлеровцев. Началось отступление врага. Отступая, фашисты подожгли из огнемётов дома: горели улицы Зелёная, Мархлевского, Дзержинского, Революционная, мост и мельница.

3 июля 1944 года, в 5 часов утра в Смиловичи вошли советские танки и 68-й мотопехотный полк. Период трёхлетней оккупации закончился. Это была Победа.

1938-1960 – Смиловичи находились в составе Руденского района

1960-настояшее время – Смиловичи входят в состав Червенского района.

2 ноября 1963 года - Указом ВС Смиловичи перестают быть деревней и официально становятся городским посёлком!
Изображение
Еврейское кладбище
Теперь Смиловичи - посёлок городского типа, расположенный на р. Волма, . Численность населения 6000 жителей (2000).
Изображение

---
Нет полей раздольней наших.
Зайцев наших нет быстрей.
И на свете нет собаки
Русской псовой красивей.
Аватара пользователя
larisakozak
 
Сообщения: 9214
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 17:54
Откуда: Minsk= Republic Belarus
Репутация: 24
Добавить очко репутацииУбрать очко репутации


Вернуться в БЕЛАРУСЬ НАША РОДНАЯ

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0